Как и любой вид искусства, хохломская роспись имеет свои каноны и принципы, определяющие ее самобытность, отличие от других видов народного творчества. В этой статье мы рассмотрим основные типы хохломских узоров.
Основные типы и принципы хохломской росписи.
На данный момент в хохломской росписи существует два крупных направления: верховой рисунок и фоновый рисунок. Отличает их друг от друга принцип нанесения изображения на дерево.
Фоновый тип — это узоры, выполняемые на однотонном фоне — черном либо красном. Сам орнамент при этом непременно имеет золотистый цвет. В свою очередь данный тип делиться еще на два подвида, называющиеся «роспись под фон» и «кудрина».
«Роспись под фон» считается самым сложным способом создания хохломского рисунка. Он предполагает нанесение контуров на древесину, и уже последующее закрашивание оставшегося пространства фоновым цветом (черным, либо красным). При этом самые сложные детали рисунка выполняются уже после нанесения фона.
Другой подвид — «кудрина» — получил свое название благодаря особенной витиеватости, «кудрявости», растительных мотивов, характерных для этого стиля. Орнамент, окруженный цветным фоном, так же выполняется золотом. Результат напоминает яркий цветной ковер. Наносится рисунок при помощи тончайшей кисти.
«Верховой тип» предполагает нанесение узоров на готовый фон. Включает в себя три разновидности орнамента: «под ягодку», «пряник» и «травка». «Травка» создается при помощи отрывистых мазков, и изображает чисто травяной рисунок. «Ягодка» похожа на травку, отличием является то, что кроме травяных стеблей в орнаменте присутствуют ягоды.
«Пряник» является самым простым способом хохломской росписи — в центре изображается геометрическая фигура, вписанная в квадрат либо ромб, она дополняется солнышком и тоненьким растительным мотивом по борту.
Разумеется, несмотря на описанные здесь сложившиеся веками традиции письма, каждый художник всегда вносит в изображение свою собственную фантазию, частичку своей души. Это делает каждое хохломское изделие уникальным!