Особенности хохломской росписи: виды, элементы, цвета и мотивы

Как и любое другое направление художественного народного промысла, хохломская роспись имеет свои уникальные технологические правила (каноны) исполнения. Именно соблюдение установленных принципов нанесения фоновой части рисунка и его орнамента и определяет, в конечном итоге, качество и самобытные черты готового хохломского изделия, обеспечивающих, в свою очередь, характерные визуальные отличия хохломы от других видов художественного письма.

В данном материале вы узнаете о ключевых видах (типах) росписи под хохлому, ее характерных стилистических элементах, наиболее часто применяемых цветах и оттенках, а также популярных мотивах и жанрах.

Виды хохломской росписи

Хохломская роспись имеет 2 основных типовых направления, принципиально отличающихся друг от друга технологией нанесения рисунка на поверхность деревянного изделия.

Верховой тип («верховал»)

«Верховал» – подразумевает нанесение элементов росписи на уже готовый «золотой» фон. При этом, характерной чертой и основой композиции верхового художественного типа являются крупные и заостренные на концах витиеватые мазки, задающие рисунку узорный ритм и общее настроение.

В процессе оформления хохломского изделия по типу «верховал» мастера применяют любой из трех орнаментов:

  • «травка» - являясь основным в верховом письме, такой орнамент придает композиции причудливую ажурность, гармонично заполняя, при этом, поверхность оформляемого деревянного изделия. Важно отметить, что, несмотря на видимую с первого взгляда одинаковость мазков, все они имеют отличия не только по размерам, но и по исполнению. Наносимые воздушными движениями (иногда с поворотами и нажимами) мазки, в конечном итоге, и обеспечивают всему рисунку такую высокую художественную насыщенность и многообразие;
  • «под ягодку» и/или «под листок» - такая методика нанесения орнамента подразумевает использование в письме элементов ягод, листьев, цветов и т.д. Черпая идеи для росписи из окружающей природы, мастера, как правило, изображают на своих изделиях клюкву, крыжовник, землянику, смородину, а также самые популярные цветы русских полей: ромашки, колокольчики и т.д. Отметим, также, что данный подвид росписи, включающий оттенки желтого, красного, коричневого и зеленого, в отличие от орнамента «травка» имеет сравнительно крупный мазок;
  • «пряник» («рыжик») – для данного орнамента характерна геометрическая композиционная основа (ромб, либо квадрат), в центре которого размещается солнце («большой рыжик»), символизирующее круговое движение.

Символика «верховала»

Здесь же, следует немного рассказать и о символике верхового типа росписи, олицетворяющего собой неиссякаемое плодородное начало Земли, а также счастье, достаток и благополучие.

При этом, золотой фон олицетворяет силы неба, а насыщенная красная киноварь – тепло и свет, которые дают человеку пламя и солнце.

Фоновый тип

Такой тип росписи предполагает нанесение посредством очень тонкой кисти на поверхность изделия золотистого контура будущего орнамента с последующим заполнением не раскрашенного (пустого) поля красным, либо черным цветом. Такой вид росписи, отличающийся достаточной сложностью исполнения, подразделяется, в свою очередь, на следующие 2 подвида:

  • «кудрина» — для такого подвида фонового типа росписи, напоминающего яркий разноцветный ковер и наносимого очень тонкой кисточкой, характерна кудрявая витиеватость растительных мотивов, окруженных золотистым полем;
  • «роспись под фон» - одна из наиболее сложных в плане исполнения технологий хохломского письма, подразумевающая предварительное нанесение контура орнамента с последующим заполнением пустого фонового пространства красным, либо черным цветом.

Заключение

Конечно же, несмотря на приведенные выше описания ключевых особенностей того или иного вида росписи под хохлому, определяемые традиционной технологией, каждый мастер старается привнести в свое творение собственные художественные нюансы, соединяя воедино несколько стилистических направлений.