Технология изготовления хохломы

Хохломская роспись, как один из наиболее уникальных, самобытных и узнаваемых, пожалуй, во всем мире видов художественных народных промыслов имеет, согласно расхожему мнению ученых, трехсотлетнюю историю.

Зародившаяся в лесах Заволжья (ныне Нижегородская область) хохлома, первоначально, являлась одним из вариантов декоративного оформления и «превращения» обычных бытовых предметов (деревянной посуды, прялок, мебели, игрушек и т.д) в яркую «позолоченную» утварь.

Со временем, данная разновидность росписи достигла совершенства и, ближе к 20 веку, оформилась в самостоятельную художественно-декоративную технологию, имеющую свои правила и каноны.

Современные хохломские изделия отличаются надежностью, удивительной красотой, а также, помимо эстетической, выполняют еще и практическую функцию. Например, расписанная под хохлому посуда, за счет особого лакового покрытия, может использоваться по прямому своему назначению, абсолютно не нанося какого-либо вреда здоровью человека.

Особенности производства и росписи хохломских изделий

Процесс изготовления и последующей росписи хохломских изделий тщательно регламентирован и осуществляется поэтапно:

Подготовка исходного материала

Технология изготовления любого хохломского изделия начинается с тщательного подбора древесины для будущей основы. Традиционно для этих целей мастера используют исключительно лиственные породы – липу, осину, либо березу. При этом, процесс подготовки на этом не заканчивается, поскольку материал необходимо довести до определенного состояния влажности. Для этих целей дерево укладывают по специальной схеме в штабеля и оставляют в условиях естественной воздушной циркуляции на относительно продолжительное время (в ряде случаев на год).

Первичная обработка заготовки

После того, как сырье достигнет нужных физических показателей, оно отправляется в руки токаря или резчика, которые и производят посредством специального инструмента необходимые заготовки.

Полученная таким образом, еще не оформленная заготовка («белье») отправляется на непродолжительную сушку, пока древесина, из которой она состоит, не достигнет уровня влажности 6-8%. Этот важный технологический этап обеспечивает, впоследствии, качество нанесения и равномерного удержания лакового покрытия на поверхности обрабатываемого предмета.

Подготовка изделия к художественному оформлению

Достигшее необходимых физических показателей «белье» переходит к отделочникам – мастерам, специализация которых заключается в предварительной подготовке изделия к непосредственному оформлению. Данный этап также является одним из наиболее важных, поскольку определяет не только визуальное качество, но и сохранение росписи на предмете в течение максимально продолжительного периода его эксплуатации.

Процесс отделки заключается в шпаклевании заготовки раствором отмученной глины с добавлением мела (до 50%), называемым вапой. Перемежающееся с сушкой, шпаклевание повторяется несколько раз и завершается грунтовкой, после которой изделие на 4-6 часов помещается в специализированное сушильное оборудование.

Покрытие олифой

Согласно технологии высушенная, остывшая при комнатной температуре и слегка отшлифованная заготовка покрывается вручную в несколько слоев олифой – специальным составом, приготовленным на основе конопляного, либо льняного масла. Данный процесс отличается относительной продолжительностью, поскольку изделие обрабатывается несколько раз (не менее 2-х). Олифа равномерно втирается по всей поверхности изделия посредством тампона из телячьей, либо овечьей кожи, после чего заготовка отправляется на очередную двух-трехчасовую сушку. Затем, процесс нанесения олифы повторяется до тех пор, пока вся поверхность не приобретет характерный блеск.

Лужение

Этап так называемого «лужения» заключается в нанесении на поверхность изделия посредством «куколки» (кожаный тампон с мехом на рабочей стороне) оловянного, либо (в наши дни) алюминиевого порошка - полуды. Данный этап обработки также является чрезвычайно важным, поскольку обеспечивает качество последующей росписи и придает изделию необходимый оттенок после заключительной сушки.

Роспись

После того, как заготовка прошла этап лужения, ее отправляют в красильный цех. Здесь мастера (преимущественно женщины), сидящие за особыми, небольшими по высоте столами, производят непосредственную роспись изделия.

Примечательно, что в процессе работы, художницы удерживают заготовку левой рукой опирая на колено, а правой выполняют нанесение рисунка (орнамента). Данный способ расположения оформляемого предмета позволяет быстро поворачивать его той областью, которую необходимо расписать в данный момент.

Здесь же следует упомянуть и о применяемых в процессе росписи красках. Само собой разумеется, что для этих целей художники применяют особые красящие материалы, способные выдержать не только высокие температуры во время заключительной закалки, но и продолжительное воздействие продуктов питания, моющих средств, а также других различных агрессивных сред. В этом случае оптимальными для этих целей являются следующие разновидности термоустойчивых красок на минеральной основе:

  • сурик;
  • светло-желтый (лимонный) крон;
  • охра;
  • голландская сажа;
  • окись хрома;
  • киноварь;
  • кармин и т.д.

Такие краски, смешиваемые с дополнительными компонентами в определенных пропорциях и разбавляемые скипидаром, являются оптимальным вариантом для всех видов хохломских изделий.

В данном материале мы упустим технологические нюансы и основные приемы самой росписи, ввиду большого объема данной темы. Отметим только, что ключевыми, определяющими оттенками хохломы являются черный и красный (основные), а также желтый, зеленый и коричневый, применяемые для придания узорам живости.

Заключение

Современные продолжатели дела заволжских мастеров, несмотря на уже устоявшуюся технологию изготовления хохломы, постоянно развивают способы производства, подготовки и оформления изделий. Сюда входит не только совершенствование приемов письма, но и тщательный подбор более эффективных материалов, как для предварительной отделки, так и для самой художественной росписи.

Итогом такого неустанного труда является высококачественная, красивая и экологически безопасная продукция, востребованная не только в регионе, но и по всей России, а также за ее пределами.