Русская традиционная деревянная ложка: история возникновения, технологии производства, производственные центры

Самое раннее упоминание о столовой ложке можно найти в сцене пира известного русского князя Владимира, подробно описанной в древнерусском литературном памятнике - «Повести временных лет». В одном из эпизодов княжеские дружинники выразили недовольство по поводу того, что им подали деревянные, а не серебряные ложи.

Важно отметить, что еще при князе Владимире этот важный атрибут столовой сервировки был, мягко скажем, не в почете. Вместо этого пищу принимали исключительно руками или с острых подручных предметов. Чтобы несколько повысить культурную планку своих подчиненных, да и, заодно, всего русского народа, Великий князь Киевский издал соответствующий указ, в котором сообщалось, что «отныне пищу следует подносить» исключительно посредством данного столового прибора.

История развития русской ложки

Таким образом, ориентировочно с Х века можно вести полноценный отсчет исторически обоснованного появления ложки. В кратчайший период времени то тут, то там стали появляться мастера-кустари, специализирующиеся на изготовлении и, иногда, художественном оформлении своих изделий. При этом, некоторые экземпляры отличались особым стилистическим решением, а также уникальной формой и нестандартными габаритными размерами, как в большую, так и в меньшую сторону.

Согласно изначально разработанной технологии, из чурбака (массивная часть липы, рябины, сливы, вишни, яблони) выполнялась достаточно грубая заготовка подвергающаяся, затем, шлифовке посредством подручных средств – особых видов растений или камней.

Археологические находки подтверждают все вышесказанное, хотя и не в том количестве, в каком хотелось бы. Больше всего частных производственных точек было найдено в Новгороде Великом. Здесь же ученые обнаруживают и мастерские гребенников, резчиков посуды, бондарей.

С развитием ложкарного промысла на торжках и базарах стали появляться изделия, так сказать, «премиум класса». Такие творения отличались большей изящностью, искусной резьбой и, в ряде случаев, наличием росписи. Разумно полагать, что такие ложки стоили много дороже своих более простых аналогов, а потому предназначались для обеспеченных покупателей – купцов, бояр, зажиточных крестьян и т.д.

Что касается росписи в привычном нам виде (например, «под хохлому»), то такие ложки появились, ориентировочно, в начале XIX столетия. Конечно, изначально у таких приборов были некоторые визуальные отличия от тех, которые можно встретить в современных сувенирных лавках. Но в целом, основные элементы использовались те же - веточки рябины, цветы, бутоны, сказочные звери и птицы и т.д.

Типология ложкарных изделий

Развитие ложкарного промысла на Руси обеспечило появление широкого разнообразия изделий, каждое из которых имело не только свое название, но и строго определенное назначение:

  • лжица — небольшая по размеру ложечка с крестом на основании (православный вариант) или двуперстием на конце держала (старообрядческий вариант), предназначенная для раздачи причастия;
  • межеумок — средняя по размерам простая ложка с широким черпалом средней величины. Основным центром производства столовых приборов этого типа являлась Нижегородская губерния, местные умельцы которой снабжали своей продукцией практически всю Россию;
  • бутырка (ложка бурлака) — по мнению некоторых историков-лингвистов данное название произошло от слова «бутырить», что означало перемешивать или переворачивать. Внешний вид бутырки сильно напоминал межеумок, однако от своего аналога эта ложка отличалась более грубыми формами и большими размерами. Как правило, бурлаки носили бутырку на своем головном уборе, закрепляя ее за специальной ленточкой по центру, подобно кокарде;
  • баска (боская) ложка – такой столовый прибор имел тупоносое и несколько вытянутое черпало, а также тонкую рукоятку с шишечкой на конце.

Ко всему вышеупомянутому следует упомянуть и эксклюзивные, весьма дорогие экземпляры – например, складные ложки, чайные, сливочные, горчичные, для икры и т.д. 

Производственные техники

Традиционно ложка могла иметь круглую, плоскую, вытянутую (овальную) и, даже, граненую форму.

Производственный процесс состоял из следующих этапов:

Изготовление «баклуши» (элементарной заготовки)

Данный этап, занимающий, в среднем, 20 минут, заключался в раскалывании деревянного чурбака на более мелкие части («баклуши») и последующем их обтесывании и скоблении до придания более-менее приближенной к готовому изделию формы.

В качестве исходного сырья служили массив липы (чаще всего), осины, рябины, клена, ольхи, березы, а в южных регионах (например, на Кавказе) – груши. Помимо всего прочего, из клена и ясеня изготавливались всевозможная резная посуда: братины, ковши, блюда и пр. При этом, наиболее дорогими считались ложки именно из клена, имеющие благородную и необычную фактуру, а на юге страны – изделия из фруктовых деревьев.

Художественное оформление ложки

После того, как ложка проходила все этапы превращения из обычного чурбака в практически готовый столовый прибор, ложку слегка дошлифовывали и покрывали специальными водоотталкивающими составами, обеспечивающими, ко всему прочему, качество нанесения краски и лака при заключительном оформлении. Для этих целей применялись глина, пропитка на основе масла льна и т.д.

Из наиболее популярных и применяемых в наши дни видов росписи следует отметить хохлому, зародившуюся в заволжских лесах в одноименном селе Нижегородской губернии. Местные мастера, некоторые из которых были иконописцами и оформителями миниатюрных изделий, стали весьма выгодно и перспективно применять свое умение, расписывая столовые приборы, а также иные виды изделий народного промысла.

Ключевой особенностью хохломской росписи является специально приготовленный порошок серебристого цвета, который, после лакирования и закаливания в условиях высоких температур, придает изделию золотисто-медовый оттенок.

В процессе оформления посуды художники активно применяли яркие сказочные бутоны, травы и цветы, диковинных птиц, ягоды и т.д, обеспечивая своим шедеврам уникальный и привлекающий внимание внешний вид.

Основные производственные центры

В течение XIX века в России производилось порядка 150 миллионов ложек в год. Основными центрами производства, при этом, были Нижегородская, Вятская (ныне Кировская обл) и Костромская губернии, однако и другие регионы старались не отставать в этом вопросе. Среди них были населенные пункты ярославских, калужских, тверских и, конечно же, московских земель.

Отдельного внимания заслуживают ложки из широко известного города Семенова. Как сообщает в одной из своих заметок сказочник и краевед Афоньшин С.В., столовые приборы семеновских мастеров отличались устойчивостью к воздействию влаги и высоким температурам, а потому служили удивительно долго. Благодаря такому высокому уровню качества, семеновские ложки были востребованы не только в Российской империи, но и, даже, в Персии.

В начале ХХ века семеновские ложкари производили порядка 100 млн ложек, а в 1910 году на продажу было поставлено 170 миллионов полностью готовых изделий.